Организация обучения детей с ОВЗ в школе: инклюзивное образование в школе
В статье рассмотрим: - как организовать обучение детей ОВЗ - какие условия для ОВЗ в школе должны быть созданы, согласно ФГОС - необходимый педагогический состав и нагрузку на учителей
Школьная педагогика
7 мин
Работа с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в школе требует определенных условий. Инклюзия в школе предполагает разработку и реализацию индивидуальных подходов к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. В данной статье мы рассмотрим требования к обучению детей ОВЗ, а также изучим, как организовать обучение детей ОВЗ в рамках инклюзивной образовательной программы.
Обучающиеся с ОВЗ - это дети, у которых есть физические или психологические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). К детям с ОВЗ относятся:
Дети с нарушениями слуха, такие как глухие, слабослышащие, позднооглохшие или оборудованные кохлеарными имплантатами.
Дети с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих.
Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети с задержкой психического развития.
Дети с расстройствами аутистического спектра.
Дети с сложными дефектами, характеризующимися тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.
Организация обучения детей с ОВЗ в школах требует особого внимания и подхода. Важно создать инклюзивную образовательную среду. Это подразумевает разработку адаптированных учебных программ и обеспечение специальных условий, способствующих развитию и взаимодействию детей с ОВЗ с окружающими.
Как организовать обучение детей ОВЗ: подготовка образовательных документов
При организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, важно учитывать их особенности. В начальных классах для таких учеников применяются специальные образовательные стандарты:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Когда школьники с ОВЗ переходят в среднюю и старшую школу, они учатся по обычным ФГОС. Но помимо общих стандартов, существуют и другие программы для детей ОВЗ, которые играют роль в их образовательном процессе:
Адаптированные образовательные программы (АОП) разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ на один учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) пишется с учетом уровня образования и специфических потребностей каждого ребенка.
Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается, учитывая образовательные потребности конкретного ребенка. Он чаще используется при надомном обучении.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначается для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые не могут освоить стандартную программу согласно своему возрасту.
Организация инклюзивного образования: материальная база
В школе должны быть подготовлены особые условия для детей с ОВЗ, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ:
Специальные образовательные программы и методы обучения, которые помогают каждому ребенку учиться в своем темпе.
Специальные учебники, пособия и материалы, которые адаптированы для удобства обучающихся с ОВЗ.
Использование специальных технических средств обучения для улучшения процесса обучения.
Помощь ассистента (помощника), который поддерживает обучающихся и оказывает техническую помощь, если это нужно.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, чтобы помочь детям преодолевать трудности и развиваться.
Обеспечение доступной среды, где дети легко могут перемещаться по школьному зданию и территории.
Ограниченное количество детей в учебной группе или классе, чтобы обеспечить более качественное обучение и внимание каждому ребенку.
Все эти меры помогают создать инклюзивное образование в школе, где каждый ребенок имеет возможность получить образование, соответствующее его потребностям и способностям.
Условия для ОВЗ в школе: предельная наполняемость класса
Для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются предельные численности в классах или группах, в зависимости от конкретного типа ограничений:
Для глухих обучающихся - не более 6 человек в группе;
Для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи - не более 10 человек в группе;
Для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи - не более 6 человек в группе;
Для слепых обучающихся - не более 8 человек в группе;
Для слабовидящих обучающихся - не более 12 человек в группе;
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - не более 12 человек в группе;
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не более 10 человек в группе;
Для обучающихся с задержкой психического развития - не более 12 человек в группе;
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - не более 12 человек в группе;
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - не более 8 человек в группе;
Для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - не более 5 человек в группе.
Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как вместе с другими учениками, так и в специальных классах, группах или отдельных организациях.
При получении образования вместе с другими учащимися, количество детей с ОВЗ в группе не должно превышать 3 человек. Такая организация позволяет обеспечить инклюзивное образование и создать поддерживающую и благоприятную образовательную среду для всех детей.
Обучение детей с ОВЗ в школах: нагрузка на педагогов
Количество специалистов определяется на основе числа учеников:
На каждые 6-12 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог).
На каждые 6-12 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен учитель-логопед.
На каждые 20 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен педагог-психолог.
На каждые 1-6 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен тьютор или ассистент (помощник).
Работа специалистов
Для обеспечения качественной работы с детьми с ОВЗ в школе, все специалисты должны проходить профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов.
Тьютор – это специалист, находящийся рядом с учеником и помогающий ему освоить содержание учебной программы. Тьютор выполняет разнообразные функции, включая роль педагога сопровождения и воспитателя, который поддерживает ребенка с ОВЗ на всех этапах образовательной деятельности. Он также способствует коммуникации ребенка с ОВЗ с другими детьми вне учебного времени, помогая всем участникам образовательной среды понять, как оказать поддержку и помощь ребенку с ОВЗ.
Помощники (ассистенты) также играют важную роль, помогая детям с ОВЗ и детям-инвалидам в повседневных моментах, например, при посещении туалетных помещений и столовой. Они также помогают переносить инвалидные коляски и ориентируют ребенка в здании образовательной организации.
Педагог-психолог. Он занимается коррекционно-развивающими занятиями, опираясь на рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Таким образом, эффективное инклюзивное образование требует хорошо подготовленного педагогического коллектива, включающего различных специалистов, способных обеспечить индивидуальную поддержку и заботу каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Учебная нагрузка
Для обучающихся с ОВЗ учебная нагрузка в школе определяется согласно требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Также учитываются рекомендации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы обучающиеся с ОВЗ могли комфортно учиться необходимо выполнять следующие условия:
Занятия проводятся в первую смену, начиная с 8 утра или позднее.
Учебная неделя составляет пять дней, при этом в середине недели (среда или четверг) предусмотрен облегченный учебный день.
Внеурочная деятельность также важна для обучающихся с ОВЗ и составляет до 10 часов в неделю. Около половины из них посвящается коррекционным занятиям, а остальные занятия направлены на развивающие области.
Продолжительность перерывов между уроками может быть разной. Это может быть одна большая перемена после нескольких уроков или две большие перемены с дополнительными переменами между урочной и внеурочной деятельностью.
Таким образом, в школе создаются оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая их особенности и индивидуальные потребности.
Адаптированные программы: Необходима разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных потребностей.
Специалисты в сопровождении: Роль специалистов, таких как педагоги-дефектологи, психологи, тьюторы и ассистенты, в успешной организации обучения и поддержке детей ОВЗ.
Технические средства: Значение использования специализированных технических средств, которые обеспечивают доступность и комфорт обучения детей с ОВЗ.
Подготовка педагогического состава: Наличие необходимой квалификации для работы с детьми с ОВЗ в школе.